<<< Цветные металлы >>>

Зеркала прошлого

Красочные описания эпохи бронзы ученые обнаружили и расшифровали в папирусах середины второго тысячелетия до нашей эры, которые оставил египтянин Ипусер и которые хранит ныне Лейденский музей. Вот как, например, рассказывает древний писец об одном из восстаний в рабовладельческом Египте: "Земля перевернута как гончарный круг... Девушка (рабыня), которая прежде смотрелась в воду, чтобы увидеть свое изображение, теперь причесывается перед дорогим бронзовым зеркалом, а в это время благородные женщины голодают и проклинают свою судьбу".

Ипусер утверждает также, что бронза была знакома египтянам задолго до широкого ее употребления на орудия, что ученые-жрецы умели "превращать" медь в золото, добавляя в плавку галмеевой руды, которая содержала цинк. Такое золото склонно к "заболеванию", на его поверхности скоро выступают "язвы" и зеленоватая "сыпь". Секреты его приготовления наделали много шума и в Риме. В III веке до нашей эры римский император Диоклетиан, желая раз и навсегда пресечь попытки растлевающего душу колдовства, издал строжайший указ сжечь все копии египетских рукописей по искусственному приготовлению золота…

Сегодня ясно, что колдовским "золотом" была всего-навсего латунь и что зеленая сыпь - это окислы меди.

Другим таинственным металлом, который, кстати, так никому и не довелось увидеть, был легендарный орихалк атлантов. В переводе с древнегреческого "орихалк" значит горная медь. Римский историк Плиний называл его "золотомедью". Сегодня исследователи полагают, что если и существовал такой сплав, то это была скорее всего какая-то необыкновенная латунь.

Если древние, пусть даже по заблуждению, иногда считали латунь металлом благородным, то бронзу к лику драгоценных никогда не причисляли даже самые фанатичный колдуны. Особую славу заслуживала она прежде всего в делах ратных, ремесленных, сельскохозяйственных. Но ... чего только не случается в наш просвещенный век. Недавно знаменитая фирма "Паркер" вознамерилась сделать из бронзы перья для пяти тысяч сувенирных ручек. Каждая стоимостью 100 фунтов стерлингов! Золотым перьям такая цена и не снилась! Баснословная цена паркеровской бронзы объясняется тем, что она долго проплавала в качестве корабельной оснастки знаменитого трансатлантического суперлайнера "Куин Элизабет", который сгорел в 1972 году в порту Гонконга. Во время пожара бронза оплавилась.

Древний быт бронза, конечно, тоже украшала — достаточно вспомнить доисторических красавиц из папирусов Ипусера, глядящихся в бронзовые зеркала. Однако в середине второго тысячелетия до нашей эры бронзовыми украшениями приходилось "щеголять" разве что бедным девушкам-рабыням… и иногда птицам. На Мадагаскаре ученые откопали скелет огромного вымершего много веков назад эпиорниса. На почти метровой "лапке" птицы красовалось бронзовое кольцо с печатью древнейшей цивилизации Мохенджо-Даро, существовавшей пять тысячелетий назад.

Согласитесь, что теперь поправлять прическу перед бронзовым зеркалом человеку в голову не придет. Отполировать бронзу до зеркальности — адский труд, и во времена Ипусера его выполняли рабы. Но спустя много веков этим делом уже по собственному желанию занялись… ученые, чтобы в бронзовые зеркала могли смотреться звезды!

Гениальный Исаак Ньютон в 1668 году собственноручно построил первый действующий зеркальный телескоп. Главное вогнутое сферическое зеркало телескопа было величиной с монетку — всего 2,5 сантиметра в поперечнике. Оно было бронзовым. Но многодневный изнурительный труд полировальщика-Ньютона выглядит пустяком по сравнению с тем, что был затрачен на обработку зеркала самого крупного из подобных рефлекторов. Три года ушло на полировку исполинского зеркала толщиной 15 и диаметром 200 сантиметров, которое было отлито из сплава, содержащего четыре части меди и одну — олова. При малейшей неосторожности этот чрезвычайно хрупкий сплав мог разбиться, подобно стеклу. Зато после полировки его отражательная способность гораздо превосходила все известные тогда сплавы. В 1845 году бронзовое зеркало уникального телескопа, построенного ирландским аристократом и ученым Вильямом Парсонсом, отразило глубины Вселенной...

Сменялись века и эпохи. Разное отражали бронзовые зеркала. Медные сплавы — это своеобразное зеркало, в котором отражаются труд, знания и быт людей, нелегкие удачи металлургов. И часто благодаря этим "зеркалам" люди помнят или открывают свою историю.

Получив первый сплав, человек поднялся на новую ступень и в познании природы. Впервые он смог заняться переустройством мира, "исправить" некоторые его законы, начать работу по созданию "второй природы" - рукотворной.

Как тут не вспомнить знаменитые слова Бетховена: "Человек, помогай себе сам!"

  В служении ремеслу и музам   Зеркала прошлого